Холодильникам придется бороться за клиента

10 сентября 2010, 12:10
Более 10 крупных промышленных холодильников работают в окрестностях Владивостока. Однако всего несколько компаний зарабатывают на хранении разных грузов. Для остальных это не основной бизнес.

Приобретение или строительство холодильников предназначено для своей производственной деятельности. В итоге сервисное обслуживание большинства из них оставляет желать лучшего.

Наследие советского периода

Если говорить о холодильном бизнесе, то все компании можно условно разделить на две основные группы. Первая - это те компании, которым в наследство достались холодильные мощности от крупных предприятий Приморского края, вторая - небольшие компании, которые уже в постперестроечное время построили свои холодильники для того, чтобы удовлетворить запросы владельцев груза по хранению продукции.

Лидером по количеству холодильных мощностей является компания «Дальрыбпорт». На ее площади можно положить на хранение единовременно около 38 тыс. тонн. Таких холодильников больше нет на всем Дальнем Востоке. Кроме этой компании большие холодильники имеют компании «Влад-Айс» - 10 тыс. тонн и Владивостокский рыбокомбинат (ВРК) - 5 тыс. тонн.

Суммарная мощность всех холодильных площадей в Приморском крае не более 50 тыс. тонн. Это достаточно много, учитывая тот факт, что, по данным Росрыболовства, проводившего специальный мониторинг, суммарная мощность всех промышленных холодильников в России - 280 тыс. тонн.

Мощная холодильная база в Приморском крае обусловлена одним фактором - все они, как правило, предназначались для хранения и перевалки рыбопродукции. Однако сегодня данное наследие советского периода имеет больше минусов, чем плюсов.

Прежде всего, это большие эксплуатационные затраты. Холодильные мощности - это энергоемкое производство, а в советское время никто даже не задумывался об энергосбережении. Кроме того, холодильники «Дальрыбопорта» имеют довольно сложное лифтовое хозяйство, что также приводит к увеличению эксплутационных расходов. Третий момент - это амортизационные расходы, с каждым годом агрегаты холодильных установок все больше изнашиваются, а это опять же затраты на их обслуживание.
Грузов мало

Между тем этот бизнес относительно стабильный, хотя в нем есть фактор сезонности. Все зависит от того, на какие грузы ориентируется компания, точнее, даже не на грузы, а на объемы партий. «Наша компания ориентируется в основном на две категории грузов. Это рыбопродукция и мясопродукция, - рассказывает директор компании «Траст» Александр Соловьев. - Наша фирма значительно уступает по объемам холодильника основному оператору рынка в лице компании «Дальрыбопорт», но тем не менее имеем свой постоянный пул клиентов. В основном это торговые и рыбные компании Дальнего Востока. Наш холодильник построен несколько лет назад, поэтому мы использовали современные технологии, также немаловажно, что у нас есть подъездные железнодорожные пути, поэтому мы может оправлять груз по железной дороге в центральную часть России. У нас есть клиенты, которые кладут на хранение партии более тысячи тонн рыбы или мяса».

ВРК работает в основном с рыбой. Но у него один большой минус - компания не располагает подъездными железнодорожными путями, поэтому приходится работать исключительно с автомобильным транспортом. Зато предприятие сдает в аренду офисы, поэтому на его территории работает много небольших оптовых компаний. Еще одно преимущество ВРК - пирс, к которому могут швартоваться для выгрузки небольшие транспортные суда.

Говорить о специализации холодильников можно с большой натяжкой, так как поток грузов нестабилен и ситуация каждый год разная. «В прошлом году на лососевой путине заработали все операторы рынка. Была проблема найти свободные емкости, - рассказывает генеральный директор «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. - В этом году путина неудачная, поэтому свободные площади есть в наличии. Тем не менее наша компания стремится зарабатывать не на хранении, а на грузовых работах. Наша специализация - это портовая деятельность, этим мы отличаемся от других коммерческих холодильников».

У других компаний ситуация обратная. Если «Дальрыбпорт» стремится «выдавить» со своих холодильников рыбу для дальнейшей отправки ее в центральную часть России и принимает на хранение в основном сырье местных перерабатывающих рыбзаводов, то другие холодильники стараются получить продукцию для длительного хранения. В основном это холодильники, принадлежащие импортерам мясопродукции. Все они расположены в пригороде Владивостока. «У нас небольшой холодильник, в основном мы используем его для своих нужд. Но при наличии свободных площадей мы часто принимаем на хранение мясо, которое везут наши коллеги по цеху, не имеющие собственных морозильных площадей. Хотя принимали на хранение и рыбу. Если говорить о перспективах этого бизнеса, то мы планируем строительство еще одного холодильника, но есть сложность с оформлением земельных участков», - подчеркнули в компании «Байс-ДВ».

Цена средняя

По похожему принципу работает холодильник, принадлежащий компании «Влад-Айс». Большая часть площадей задействована под продукцию фабрики мороженого, если место есть, то принимается другая продукция. «У нас нет утвержденного прайса, так как условия для каждого клиента индивидуальны. Все зависит от партии и срока хранения», - заметили в компании.

В других компаниях также подчеркивают, что цена за хранение тонны товара в каждом случае определяется договоренностью. Хотя в целом вилка цен колеблется от 15 до 30 руб. за тонну в сутки. Часть холодильников, особенно в летний период в разгар лососевой путины, вводит прогрессивку, так как спрос в этот период превышает предложение. Что касается грузовых работ, то в среднем цена одинаковая. Это 350 руб. за тонну. Если партия товара большая, то эксплуатирующая холодильник организация может немного скинуть.

Часть холодильников работает в режиме СВХ. В основном это холодильники, принадлежащие компаниям, импортирующим мясо продукцию. Это конкурентное преимущество позволяет им бороться за грузы, идущие на декларирование и таможенную очистку.

Конкурентная борьба на этом рынке серьезная. Неудачная путина этого года привела к тому, что часть холодильников осталась без груза. Это значит, рыбопродукция не будет положена в закладки, поэтому компании начнут бороться за клиента или искать новые виды грузов. Отдельные компании еще несколько лет назад позаботились о том, чтобы их предложение на рынке было эксклюзивным. Так, компания «Далькомхолод» имеет камеру для хранения красной икры, поэтому большая часть этого вида продукции идет на хранение в эту фирму. Холодильник компании «Траст» имеет камеру на 500 тонн с изменяемым температурным режимом, что позволяет принимать на хранение вяленую рыбу. Поэтому все переработчики, фасующие китайскую вяленную продукцию, хранят свое сырье именно здесь.

Также в разделе:

"Приморский тарный комбинат" запустил производство жестяной тарной продукции...

«Сумма» подписала контракты с китайцами на работу в порту Зарубино...

Китайская компания инвестирует в транспортный коридор "Приморье-2"...

В Приморье около 70% сельхозтехники "дышит на ладан"...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: